无权限 Выращивание неплодных маток | Пчеловодство для начинающих, биология пчелы, инвентарь, разведение и содержание пчел

Вы здесь

Главная » Разведение и содержание пчел » Вывод маток

Выращивание неплодных маток

Простейший способ искусственного вывода маток. В том слу­чае, когда маток выводят в небольшом количестве, можно огра­ничиться следующим наиболее простым способом их вывода.

У выделенной на племя сильной, высокопродуктивной семьи временно удаляют матку и весь открытый расплод (матку поме­щают в нуклеус). При удалении открытого расплода в семье находят сот с яйцами и наиболее молодыми личинками. Острым ножом обрезают сот таким образом, чтобы по его краю остались наиболее молодые, только что вылупившиеся из яиц личинки. Пчелы обычно закладывают маточники по этому срезу. Чтобы маточники были заложены не слишком близко друг к другу, личинки по краю сота прореживают, выбрасывая кончиком спички по две личинки из каждых трех.

Рис. 170. Маточники, заложенные на подрезанном соте.

Подготовленную таким образом рамку ставят обратно в сере­дину гнезда обезматоченной семьи, и пчелы, не имея матки, за­кладывают на рамке несколько маточников (рис. 170).

Чтобы увеличить число закладываемых маточников, рекомен­дуется удлинять линию среза сота, обрезая его по зигзагообразной линии, как показано на рисунке 171. Но это можно делать только в том случае, если сот равномерно покрыт одновозрастными моло­дыми личинками так, чтобы на линии среза не было личинок старше одного дня по выходе из яйца.

Когда маточники будут запечатаны, то за три дня до выхода молодых маток (через пять дней после запечатывания) маточники вырезают с кусочками сотов и помещают в те семьи, которые не имеют маток. После удаления маточников семье-воспитательнице возвращают матку; можно также оставить в семье один из маточников, а нуклеус с се маткой превратить в самостоятельную семью. Такой упрощенный способ вывода маток применяют многие пче­ловоды.

Техника вывода маток, применяемая на крупных насеках. При выводе большого количества маток, когда от высокопродук­тивной племенной семьи требуется получить несколько десятков и даже сотен дочерей, племенную группу семей разделяют на три подгруппы: а) отцовские семьи, б) материнские семьи, в) семьи*- воспитательницы.

Рис. 171. Подрезка сота зигзагом для вывода маток.

Разделять семьи на отцовские и материнские необходимо для того, чтобы избежать родственного спаривания маток и трутней. При выделении группы семей-воспитательниц можно личинок от одной выдающейся материнской семьи дать нескольким семьям - воспитательницам и сразу получить много маток определенного происхождения.

Усовершенствованная техника вывода маток, применяемая при больших масштабах этого дела, складывается из следующих работ:

 

 

 

1)    получение одновозрастных личинок от материнских семей;

2)       подготовка семей-воспитательниц;

3)     прививка личинок и передача их па воспитание;

4)     проверка личинок на прием;

5)     кормление семей-воспитательниц;

6)     учет и браковка зрелых маточников;

7)     формирование нуклеусов;

8)     раздача маточников в нуклеусы;

9)     проверка маток на плодность.

Получение одновозрастных личинок от материнских семей. Личинок для вывода маток берут от выделенных на племя сильных высокопродуктивных семей. Личинки должны быть как можно моложе, не старше одних суток по выходе из яиц. Чем раньше пчелиная личинка будет принята пчелами на маточное воспитание, тем полноценнее будет матка.

Рис. 172. Однорамочный изолятор из разделительной решетки для полу­чения одновозрастного расплода.

Весной и летом в гнезде семьи всегда можно найти молодых, •личинок, но при этом трудно точно узнать их возраст. Кроме того, для вывода маток требуется, чтобы одновозрастные личинки занимали сплошь большой участок рамки, что в семье далеко не всегда удается найти. Поэтому надо заранее принять меры, чтобы в материнской семье был подготовлен сот с одновозрастными личинками.

 

К этой работе приступают примерно за 4—5 дней до наме­ченной передачи личинок на ма­точное воспитание. Сперва под­бирают рамку с пустым, пра­вильно отстроенным пчелиным сотом, в котором вывелось 2—3 поколения расплода. Этот сот слегка сбрызгивают медовой сытой и ставят в середину гнезда материнской семьи ря­дом с той рамкой, на которой имеются наиболее молодые яйца. На верхнем бруске рамки делают пометку карандашом, чтобы ее сразу отличить от других. Семье ежедневно дают побудительную подкормку. Желательно семью подкармливать сахарно-дрожже­вым сиропом или медоперговой массой.

Ровно через трое суток после постановки сота в семью его вни­мательно просматривают и по положению яиц в ячейках опреде­ляют их возраст. Присутствие трехдневных яиц, лежащих на донышках ячеек, указывает на то, что матка начала яйцекладку на этом соте в день его постановки. Если такие яйца имеются в достаточном количестве, то сот оставляют в гнезде еще на одни сутки, после чего на нем появятся молодые личинки в возрасте не старше 24 часов, т. е. наиболее пригодные для вывода маток.

Если трехдневных яиц в соте окажется очень мало, то его остав­ляют в семье примерно на полтора суток. При отсутствии же трехдневных яиц, когда самым старшим из них, судя по наклон­ному положению в ячейке, будет двое суток, сот с яйцами остав­ляют в материнской семье еще на двое суток.

Для получения одновозрастных личинок удобно пользоваться изолятором (рис. 172), Это своего рода «футляр», сделанный по размеру гнездовой рамки; его боковые стенки состоят из разде­лительной решетки, сквозь которую свободно проходят пчелы, но не может пройти матка. В изолятор помещают рамку о хорошим
сотом, пускают в него матку и, закрыв сверху, ставят в середину гнезда семьи. Через трое суток рамку из изолятора вынимают и оставляют еще на сутки в гнезде для вывода личинок; изолятор из улья убирают. На следующий день в соте будут молодые ли­чинки (возраст самых старших из них несколько меньше 24 часов).

Подготовка семьи-воспитательницы. Создание хороших усло­вий для выращивания маточных личинок и куколок имеет особо важное значение. Мичуринское биологическое учение доказало, что молодой, развивающийся организм поддается направленному воспитанию, следовательно, создав наилучшие условия для раз­вития маточных личинок, можно улучшить наследственные свой­ства будущих маток. Известно, что пчелы-кормилицы, выкармли­вая своим молочком личинок, взятых из другой семьи, в значи­тельной мере изменяют наследственность этих личинок и прибли­жают их свойства к своим. Таким образом, молодая матка несет в себе свойства не только матери и отца, но также той семьи, в которой воспитывалась маточная личинка. Учитывая это, семью - воспитательницу выделяют из числа сильных, высокопродуктив­ных племенных семей, с тем, чтобы она, вскармливая маточные личинки, не ухудшала, а, наоборот, дополняла полезные свойства будущих маток.

К подготовке семьи-воспитательницы приступают через три дня после начала кладки яиц в сот, поставленный в материнской семье, т. е. за день до появления однодневных племенных личи­нок.

В семье-воспитательнице создают полное сиротство, удалив матку и весь открытый расплод. Просматривать соты надо очень тщательно: если пропустить хотя бы несколько личинок или яиц, то пчелы заложат свищевые маточники и не примут личинок, поставленных на воспитание. Но в то же время в гнезде следует оставить не менее двух рамок запечатанного расплода. Наличие такого расплода в семье-воспитательнице необходимо для поддер­жания нормального теплового режима гнезда.

Работами сотрудника Научно-исследовательского института пчеловодства П. М. Комарова доказано, что при наличии запеча­танного расплода температура в гнезде пчел держится устойчиво на уровне около 35°, тогда как в семье, лишенной такого расплода, температура сравнительно низкая и неустойчивая, с колебаниями от 24 до 33°. Наличие запечатанного расплода в семье-воспита­тельнице сильно влияет на качество воспитываемых маток. Это можно видеть из следующих данных П. М. Комарова (табл. 20).

Из таблицы видно, что матки, выведенные в семьях, в которых не было запечатанного расплода, на 10% легче маток, выкормлен­ных в семьях, имевших запечатанный расплод. Другими работами было доказано, что у более тяжелых маток лучше развиты яичники и выше яйценоскость.

Есть научные данные, указывающие, что наилучшего качества матки выводятся в семьях, имеющих расплод всех возрастов.

Однако поскольку техника искусственного вывода маток без созда­ния полного сиротства семей еще не разработана, при подготовке семей-воспитательниц приходится удалять весь открытый расплод и оставлять закрытый.

Таблица 20

Влияние наличия запечатанного расплода в гнезде семьи - воспитательницы на вес воспитываемых маток

 

Срони пребывания запечатанного расплода в семье-воспитательнице

Средний вес маток

Срони пребывания запечатанного расплода в семье-воспитательнице

в миллиграм­мах

в процентах

В течение всего периода выращивания маток....

Только до запечатывания маточников...............................

Запечатанного расплода не было совсем..............................

192,7

183,0

172,6

100

95

90

 
При формировании гнезда семьи-воспитательницы не всегда удается подобрать рамки с одним запечатанным расплодом. Это осложняет работу, тем более что добавлять семье-воспитательнице расплод из других семей не рекомендуется.

Чтобы в гнезде были рамки с одним лишь запечатанным рас­плодом, приблизительно за 9—10 дней до формирования семьи - воспитательницы гнездо ее делят на две части листом раздели­тельной решетки, укрепленной на специальной раме. В одно отделение помещают несколько рамок, содержащих преимущест­венно открытый расплод, в другое — остальные рамки и матку. Через девять дней весь расплод в первом отделении будет запечатан, и эти рамки можно оставить в семье-воспитательнице.

Матку из семьи-воспитательницы удаляют с маленьким отвод­ком, т. е. частью молодых пчел и расплода на трех-четырех рам­ках, где матка продолжает яйцекладку. В улье-лежаке семейку с маткой помещают рядом с семьей-воспитательницей, за глухой перегородкой; в 12-рамочном улье эту семейку переносят во вто­рой корпус с фанерным дном. Этот корпус ставят на корпус с се­мьей-воспитательницей, летком назад. По окончании вывода маток временный отводок снова присоединяют к семье-воспита­тельнице, превращая ее в нормальную семью.

При раннем выводе маток семьи еще недостаточно сильные. Чтобы еще больше не ослаблять семью-воспитательницу отбором отводка, рамки с открытым расплодом, взятые из семьи-воспитательницы, размещают в другие семьи, предварительно пометив их карандашом, чтобы впоследствии вернуть обратно, а матку временно помещают в отводок, созданный из пчел другой сильной семьи.

Создав в семье-воспитательнице полное сиротство, приступают к комплектованию ее гнезда. Если оставшихся рамок будет мало для размещения всех пчел, то добавляют новые рамки с медом и пергой. Гнездо комплектуют так, чтобы все рамки были плотно покрыты пчелами. Чем больше в семье-воспитательнице пчел, запечатанного расплода, меда и перги, тем лучше идет выкормка маточных личинок. В семье-воспитательнице допускается иметь не менее семи улочек пчел, двух рамок запечатанного расплода, десяти килограммов меда и двух рамок перги. Рамки с запечатан­ным расплодом ставят подряд, так как между ними будет постав­лена рамка с племенными личинками. Собранное гнездо тщательно утепляют.

Подготовленную семью-воспитательницу не следует долго дер­жать в состоянии полного сиротства, иначе часть пчел разлетится в соседние ульи. Чтобы не допустить этого, семью-воспитательницу подготавливают в конце дня, а на следующий день утром ей дают личинок на воспитание. Таким образом, семья будет нахо­диться в состоянии полного сиротства немного больше полусуток и главным образом в нелётные часы. Можно также готовить семью - воспитательницу с утра, а к вечеру ей дать личинок.

Прививка личинок и передача их на воспитание. На следующий день после подготовки семьи-воспитательницы, утром или в тот же день перед вечером приступают к прививке личинок.

Существуют несколько способов прививки личинок для вывода маток; по своей сущности эти способы подразделяются на две группы:

1)     прививка без переноса личинок, когда они даются семье - воспитательнице в своих же ячейках;

2)      прививка с переносом личинок из ячеек в искусственные, восковые «мисочки».

Прививка без переноса личинок — способ простой и надежный. При нем не приходится отрывать личинку от корма и нарушать ее покой переносом в другую ячейку. Данный способ доступен каждому пчеловоду и дает хорошие результаты. Недостаток этого способа заключается в том, что приходится портить сот с личин­ками, разрезая его на полоски, причем часть личинок погибает.

Второй способ — прививка с переносом личинок — требует специального навыка. Сущность этого способа заключается в сле­дующем. В растопленный воск макают закругленный конец спе­циальной палочки-шаблона. Когда слой воска на палочке засты­нет, его снимают. В полученную таким образом «мисочку» кладут капельку маточного корма из роевого или свищевого маточника и на этот корм переносят из ячейки личинку, предназначенную для вывода матки. Выполняют это шпателем — особым ин­струментом из алюминиевой проволоки, конец которой отделан в виде очень маленькой лопаточки. Для того чтобы взять шпателем едва заметного простым глазом нежного червяка, не повредив его, надо иметь хорошее зрение и известные навыки. Главное преимущество данного способа заключается в том, что при нем не требуется портить соты и уничтожать «лишних» личинок. Но из-за сложности и кропотливости этот способ на обычных пасеках не применяется. Им пользуются только в специальных матковыводных питомниках, где выводятся тысячи маток и на прививке личинок работает специальный мастер.

Для пасек, где выводят всего несколько десятков или сотен маток, наиболее подходит прививка личинок без их переноса в искусственные мисочки.

Рис. 173. Прививочная рамка для вывода маток.

Прежде чем приступить к прививке личинок, пчеловод заранее готовит прививочную рамку (рис. 173). Это обыкно­венная рамка, в которой укреплены три горизонтальные платой. Одна из них прибита на расстоянии 2—3 см от верхнего бруска рамки, а остальные — с промежутками 7 см. Планку прикрепляют к боковому бруску рамки гвоздем с каждой стороны так, чтобы ее можно было свободно поворачивать. Затем заготовляют патроны, т. е. маленькие квадратные брусочки размером 2,5x2,5 см и толщиной около 0,5 см, которых требуется на одну рамку 30—40 штук. С лицевой стороны каждого патрона делают кончиком ножа маленькое углубление (рис. 174).

Рис. 174. Патрон для вывода маток.

В место патронов можно пользоваться деревянными клиныш­ками, нарезанными из спичечных коробок или же выстроганными из широких тонких лучинок. Клинышки делают длиной 3,5 см и шириной с тупого конца 1,5 см. Если применяются клинышки, то надобность в прививочной рамке отпадает, так как клинышки вкалывают прямо в сот.

Прививочную рамку с патронами или же клинышки изготов­ляют заранее, чтобы в день прививки не отвлекаться для выпол­нения этой работы. Также заранее готовят для прививки личинок теплую комнату с температурой воздуха не ниже 20° и не выше 35°; для увлажнения воздуха пол комнаты сбрызгивают водой и по стенам развешивают мокрые полотенца^ Помещение должно Сыть светлым и не иметь посторонних запахов.

Прививку личинок выполняют на чисто вымытом, поставленном у окна столе. К началу работы на нем должны находиться: 1) при­вивочная рамка с патронами или же клинышки, 2) острый тонкий нож, 3) чайник с горячей водой, 4) кружка с расплавленным вос­ком (до начала работы ее держат в печке или на плите), 5) чистое полотенце.

Рис. 175. Разрезка сота с однодневными личинками на полоски.

Подготовив все необходимое, берут из материнской семьи рамку с племенными личинками, осторожно сметают с нее пчел и переносят в закрытом ящике в помещение. Здесь рамку кладут плашмя на стол и нагретым в горячей воде, вытертым досуха ножом вырезают полоски сота. Каждая полоска должна состоять из одного ряда целых ячеек, причем соседние ряды ячеек разрезаются.

 

 

 

Рис. 176. Укорачивание ячеек на одной стороне полоски сота.

Полоски вырезают из той части сота, где имеется много личи­нок, преимущественно из середины рамки (рис. 175). Затем каждую полоску кладут боком и с одной стороны (где больше личинок) срезают края ячеек, укорачивая их наполовину для того, чтобы пчелам было легче превратить ячейку в маточную мисочку (рис. 176). Подготовленную полоску режут поперек на кусочки, содержащие по одной целой ячейке с личинкой.

 

 

Рис. 177. Приклеивание кусочков сота с личинками к патронам.

Затем в углубление патрона наносят чайной ложкой каплю растопленного воска и приклеивают к нему вырезанную ячейку 'неукороченной стороной (рис. 177).

 

 

 

 

 

 

Рис. 178. Укрепление патронов с кусочками сотов на приви­вочной рамке.

После этого патрон приклеивают растопленным воском к план­ке прививочной рамки (рис. 178). Каждый кусочек сота на патроне осматривают и, если сбоку где-либо в разрезанной ячейке уцелела личинка, ее сбрасывают спичкой, иначе на одном патроне пчелы могут заложить два и даже три маточника.

Если пользуются клинышками, то каждый из них быстро погру­жают широким концом в растопленный воск и затем приклеивают к ним ячейки с личинками так же, как и к патронам. Клинышки вкалывают в пустой темный сот, вверху которого имеется немного меда. Размещают их на соте горизонтальными рядами через 3 см один от другого. Между рядами оставляют промежуток 5 см.

Прививочную рамку с патронами или сот с клинышками ста­вят в переносный ящик, доставляют к семье-воспитательнице и помещают в середину гнезда, между рамками с запечатанным рас­плодом.

Семье-воспитательнице за один прием надо давать не больше 40 личинок и не допускать вывода маток в ней больше двух раз подряд.

Проверка личинок на прием. Через 1—2 дни после постановки личинок в семью-воспитательницу ее осматривают и определяют, сколько личинок принято пчелами на выращивание. Без такого учета нельзя спланировать дальнейшую работу по выводу маток.

Количество принятых личинок определяют по числу мисочек, отстроенных на патронах или клинышках. При этом надо внима­тельно проверить содержимое мисочек, так как среди них иногда попадаются пустые.

Одновременно с проверкой личинок на прием следует провести их браковку. Если в мисочке мало корма и личинка отстала в развитии, то ее удаляют из семьи, оставляя только полноценных личи­нок. Если семье оставить для воспитания много маточных личинок, то это может плохо отразиться на качестве выведенных маток. Количество личинок, оставляемых в семье при указанной браков­ке, в средней полосе СССР не должно превышать весной 20 штук, летом 30—35 штук.

Иногда выясняется, что семья заложила очень мало маточни­ков — всего несколько штук. Если на пасеке есть другая семья - воспитательница, подготовленная одновременно с первой, то ей передают несколько личинок, а освободившуюся семью-воспитательницу осматривают. Слабый прием личинок иногда вызывается присутствием в гнезде “незамеченного раньше открытого расплода, на котором пчелы заложили свищевые маточники. Эти маточники срывают и, удалив остатки открытого расплода, дают семье через несколько часов новую партию личинок.

Если па пасеке имеется только одна семья-воспитательница, то при неудачном приеме личинок надо немедленно формировать вторую семью-воспитательницу.

После проверки личинок на прием семью больше не осматри­вают до тех пор, пока маточники не созреют.

Подкормка семьи-воспитательницы. Чтобы семья-воспита­тельница лучше вскармливала личинок и дала более полноценных маток, ее следует подкармливать. Подкормку начинают заранее, за семь дней до того, как семье-воспитательнице будут даны на воспитание личинки, и продолжают до запечатывания маточников, т. е. всего в течение двенадцати дней. В этот период семье-воспитательнице ежедневно вечером дают пол-литра густого сахарного Сиропа с пекарскими дрожжами, приготовленного по рецепту профессора Виноградовой. Корм наливают в верхнюю или боко­вую кормушку, не беспокоя пчел. Вместо этого можно ежедневно давать семье по 300—500 г медоперговой массы.

Особенно усиленно надо кормить семью в случае внезапного прекращения взятка. В это время желательно удвоить ежеднев­ную порцию корма.

Созревание маточников и время отбора их из семьи-воспи­тательницы. Созревание маточников определяют путем строгого учета их календарного возраста. Сроки выхода маток из маточ­ников могут несколько отклоняться в ту и другую сторону, в зависимости от температуры и других условий.

В семью-воспитательницу дают однодневных личинок. Следо­вательно, развитие маток должно закончиться через 12 суток (16—4) после постановки личинок на воспитание. Но так как сроки развития могут отклоняться, то выхода отдельных маток можно ожидать и через 11 дней.

Ни в коем случае нельзя допустить выхода маток в семье - воспитателънице. Достаточно выйти первой матке, как все осталь­ные маточники будут разгрызены и матки убиты или же семьи будет роиться.

Но нельзя также слишком торопиться с отбором маточников. В течение первых трех дней после запечатывания маточника, когда личинка прядет кокон и претерпевает сложный процесс превращения в куколку, она очень чувствительна к сотрясениям. Если в это время приступить к отбору маточников из семьи - воспитательницы, то значительная часть маток погибнет.

Следовательно, как преждевременный отбор запечатанных маточников, так и опоздание с выполнением этой операции оди­наково недопустимы.

Нормальный срок для отбора маточников — тринадцатый день после снесения яйца (девятый день после прививки). Допустимы отклонения от этого срока на 1 сутки в ту или другую сторону, иначе говоря, крайние сроки отбора маточников — двенадцатый и четырнадцатый после снесения яйца (восьмой-десятый день после прививки). Но все же рискованно откладывать отбор маточников на последний — четырнадцатый день, так как погода может внезапно испортиться и помешает выполнению этой работы, а на пятнадцатый день уже может вывестись какая-либо из наиболее ранних маток.

Учет и браковка зрелых маточников и дальнейшее использо­вание семьи-воспитательницы. Наметив день отбора зрелых маточников, в тот же день с утра осматривают семью-воспитательницу и определяют, сколько имеется маточников, годных для использования. Это необходимо для того, чтобы знать, сколько нуклеусов готовить для их размещения.

Хорошие, полноценные матки выводятся только из крупных, правильных маточников. Чтобы не допустить вывода мелких, недоразвитых маток, все маточники внимательно просматривают. Если среди них будут обнаружены мелкие, неправильно отстроен­ные — кривые, слишком вытянутые, с «перехватом», то такие маточники удаляют, оставив на рамке только крупные, правильно отстроенные. Сосчитав оставленные маточники, рамку ставят обратно в семью-воспитательницу. Позднее, когда будут готовы нуклеусы, маточники из семьи-воспитательницы убирают.

Если есть необходимость в дальнейшем выводе маток, то семью - воспитательницу можно использовать для выкормки второй пар­тии маточных личинок. Для этого сразу после раздачи маточников в нуклеусы семью-воспитательницу осматривают, удаляют из нее освободившиеся от расплода рамки и дают новые рамки с запеча­танным расплодом. Эти рамки берут из отводка, сформированного при подготовке семьи-воспитательницы, для сохранения ее матки. На следующий день семье-воспитательнице дают новую партию племенных личинок. Разумеется, для этого в материнской семье заранее должны быть подготовлены одновозрастные личинки.

После вторичного использования семьи-воспитательницы, ее превращают в нормальную семью, присоединив к ней отводок с ее же маткой.