无权限 Работа пчел в улье | Пчеловодство для начинающих, биология пчелы, инвентарь, разведение и содержание пчел

Вы здесь

Главная » Биология пчелиной семьи » Нервная система, органы чувств и поведение пчел

Работа пчел в улье

Все работы пчел распадаются на два периода: ульевой, когда они выполняют работы в гнезде, и лётный, когда она главным образом собирают нектар, пыльцу и воду.

До недавнего времени полагали, что работы между отдельными пчелами в улье вон период их жизни распределяются строго в соответствии с их возрастом. Считали, что пчела в возрасте от трех до семи дней кормит кашицей старших личинок, затем о седьмого дня «переключается». на кормление младших личинок молочком, с 14-го дня начинает работу в иоле и т. д. Однако ото утверждение не соответствует действительности. Работа молодых пчел не может распределяться всегда одинаково, независимо от состояния семьи и внешних условии, в которых она находится, Наблюдения, "проведенные в Института пчеловодства, показали, что молодые пчелы одновременно могут выполнять в гнездо много функций по уходу за расплодом, и строгого разграничения их работ, а тем более разделения на группы не существует, Пчела выполняет одну из многих работ, в которых ость потребность на том соте, где она находится.

Молодая пчела по сразу приступает к работе. Только что вы­шедшая из ячейки пчела еще слаба в неуверенно держится на сото. Она принимает корм от других пчел, иногда залезает в пустую ячейку и сидит там некоторое время неподвижно. Поело того как пчела окрепнет, она принимается за первые ульевые работы — чистит ячейки из-под выведшегося расплода, полирует их стенки, сгрызает остатки крышечек, которыми расплод был запечатан. Затем пчела приступает к работам по кормлению личинок и уходу 8а расплодом.

У молодых пчел развиваются железы, выделяющие молочко для личинок, а также восковыделительные железы. Такие пчелы сосредоточиваются на расплоде или около него, стремясь нахо­диться в наиболее теплой части гнёзда. При температуре в гнездо 34-35° у пчел наиболее активно действуют пищеварительные ферменты, разлагающие белки и жиры пыльцевых зерен. При этой же температуре наиболее активно функционируют железы, выделяющие молочко и воск.

 

Если в гнезде семьи много молодых личинок, то большинство молодых пчел кормит их молочком. Если пчела попадет на сот, где находятся старшие личинки, то она станет кормить их кашицей. Молодая пчела, попавшая на сот с выросшими личинками, начи­нает их запечатывать. Пчела, попавшая на пустой сот рядом с расплодом, начинает чистить ячейки, подготовлять их к кладке яиц. Пчела, оказавшаяся рядом с маткой, включается в ее свиту. Молодая пчела, попавшая в пустое пространство гнезда, отдает на воскостроительство накопившиеся у нее восковые пластинки.

Таким образом, характер работы молодой пчелы определяется потребностью семьи в тех или иных работах в данный момент. Работы, проведенные в последние годы, показали, что железы, выделяющие молочко и воск, развиваются у молодых пчел и в та­ком развитом состоянии находятся в течение всего периода ее работы в улье.

Пчелы в гнезде распределяются на сотах с расплодом более или менее равномерно, что обеспечивает выполнение всех работ, имеющихся в гнезде. Меняются условия жизни, состояние гнезда, погоды, взятка, меняется и распределение работ между пчелами.

При появлении в гнезде большего количества молодых пчел, чем их требуется для ухода за всем расплодом, молодые пчелы сосредоточиваются на сотах, рядом с расплодом, где осваивают новые соты, чистят ячейки, подготовляя их к откладке яиц.

Начиная с 3—5-го дня жизни молодые пчелы делают ориенти­ровочные и очистительные облеты. Пчела, выйдя из летка, взле­тает, оборачивается головой к улью и летает некоторое время вблизи летка, запоминая его местонахождение. Одновременно она выделяет накопившийся в кишечнике кал. В последующие дни пчела, вылетая, совершает полет вокруг улья, приучаясь ориентироваться в большом пространстве. После облета пчела продолжает свои работы по уходу за расплодом.

Иногда на облет одновременно вылетает большое количество молодых пчел; особенно много пчел принимает участие в облете после длительных ненастных дней, когда пчелы не могли вылетать из улья.

Небольшая часть молодых пчел охраняет леток. Эти стороже­вые пчелы отличают своих пчел от чужих по запаху и поведению. Своя пчела летит в улей уверенно и сразу же входит в леток, имея обычно груз нектара или пыльцы. Чужая же ‘пчела летает некоторое время около летка, стремясь найти место, плохо охра­няемое пчелами, входит в улей настороженно, готовая взлететь в любую секунду. Число пчел, охраняющих леток, зависит от состояния семьи и внешних условий. В спокойное время при на­личии взятка, когда нет опасности нападения врагов и чужих

пчел, сторожевых пчел немного — 1—2 десятка. Если же взятие лот и чужие пчелы летают у улья, то число сторожевых пчел может возрасти в несколько раз.

Большое влияние на работу пчел оказывает взяток. Появление взятка усиливает все работы пчел. Они дают больше корма матке, отчего она начинает откладывать много яиц; обильнее снабжают кормом личинок, осваивают новые соты, что ведет к увеличению расплода; пчелы начинают выделять воск и строить соты. Семья во время взятка работает энергичнее, быстрее растет.

Продолжительность периода ульевых работ зависит от объема их в гнезде и от скорости пополнения семьи новыми молодыми пчелами. В семье ежедневно выводятся пчелы, которые ос­таются на сотах с расплодом, включаясь в работу по кормлению личинок и уходу за ними. Эти новые пчелы постепенно заменяют более старших пчел, которые переходят па работу по сбору нектара и пыльцы.

Бели же молодые пчелы почему-либо не будут появляться в семье, то пчелы задержатся дольше на ульевых работах. В таких случаях пчелы до 40—45 дней могут кормить расплод, хотя при обычных условиях они уже давно переключились бы на работу в поле.