无权限 Перевозка пчел на медосбор (кочевка) | Пчеловодство для начинающих, биология пчелы, инвентарь, разведение и содержание пчел

Вы здесь

Главная » Разведение и содержание пчел

Перевозка пчел на медосбор (кочевка)

В редких случаях пасека, находясь на одном месте, бывает обеспечена хорошим медосбором в течение всего сезона. Такие условия встречаются преимущественно в горнолесных и таежных районах, где имеется особенно много разнообразных дикорастущих медоносов.

В большинстве случаев угодья, доступные - лёту пчел с той или иной пасеки, дают пчелам взяток в течение сравнительно ко­роткого периода. Например, в одном месте цветут сады, в другом несколько позднее имеется хороший взяток с эспарцета, в третьем еще позже цветет ранний подсолнечник, в четвертом — поздний подсолнечник и т. д. Если эти угодья удалены друг от друга больше чем на два километра, то каждое из них в отдельности малопри­годно для постоянного содержания пасеки использовав имею­щийся взяток, пчелы большую часть сезона будут бездействовать.

Чтобы соединить разрозненные взятки в один сильный непре­рывный медосбор, надо по мере зацветания и отцветания медоносов перевозить пасеку с одного массива на другой, т. е. проводить кочевку с пчелами.

Кочевка — один из основных приемов передового пчеловод­ства. Организуя подвозку пчел к массивам медоносов, передовые пчеловоды не только увеличивают медосбор, но одновременно содействуют повышению урожайности этих культур вследствие опыления их пчелами.

Подготовка семей к перевозке. Неправильно подготовленные к перевозке семьи могут пострадать от духоты, жары, обрывов сотов или же пчелы будут придавлены раскачивающимися рам­ками. Пчелы также могут в дороге выйти из ульев через щели и наброситься на сопровождающих людей. Если ульи перевозят гужевым транспортом, то вышедшие пчелы могут напасть на ло­шадей или волов, что нередко кончается гибелью и животных и семей пчел. Чтобы избежать этого, надо тщательно готовить пчел к перевозке.

Для предупреждения обрывов сотов, из ульев удаляют тяже­лые рамки, занятые медом больше чем наполовину, и рамки со свежим напрыском нектара; также удаляют свежеотстроенные соты, в которых не было расплода. Вынутые рамки заменяют запасными пустыми сотами, уже бывшими раньше под расплодом. Если та или иная семья не занимает полного гнезда, то все равно на время перевозки ей в улей ставят полный комплект рамок.

Чтобы рамки не раскачивались, между ними вставляют дере­вянные бруски толщиной 15 X 15 мм и длиной 100 мм. Между крайней рамкой и стенкой улья по краям вдвигают клинья такой толщины, чтобы они входили, возможно, туже. Клинья сжимают рамки в гнезде и делают их совершенно неподвижными.

Наиболее быстро можно упаковать семьи, если пользоваться для этого разделительной «гребенкой» (рис. 189). Это полоска обручного железа с прибитыми к ней разделительными брусоч­ками-зубьями. Для закрепления рамок достаточно вложить зубья гребенки между их боковыми планками и, нажимая рукой, вдавливать зубья на место до отказа. В каждый улей вставляют две гребенки — у передней и задней стенок улья. В гребенке для 12-рамочного улья должно быть только 11 зубьев, крайние рам! и у стенок закрепляют клинышками.

Рис. 189. Разделительная гребенка для закрепления рамок на время перевозки пчел. Разделительные бруски длиной 100 мм и толщиной 12 мм прибиты к полоске обручного железа с интервалами 26 мм. Крайние рамки (от стенок улья) закрепляются клинышками.

При перевозке пчел в холодную погоду сверху рамок кладут холстики и плотно прижимают их края тонкими планками, прибив их мелкими гвоздями к стенкам улья. В теплую погоду сильные семьи при такой упаковке могут задохнуться. Чтобы усилить вентиляцию гнезда, на улей ставят пустую магазинную надставку с набитым сверху холстиком или мешочной тканью. Большинство пчел во время перевозки выйдет из гнезда в пустой магазин и повиснет роем на холстике, в результате чего перевозка пчел закончится благополучно даже в очень жаркую погоду.

Можно также зарешетить магазин частой проволочной сеткой, но в этом случае перевозить ульи надо в ночные часы или же не снимать с ульев крышки, так как свет, проникающий сквозь сетку, возбуждает пчел. Если магазин затянут сверху холстиком, то семьи можно перевозить днем и без крышек — в полумраке пчелы сидят спокойно.

Чтобы упростить подготовку пчел к перевозке, на кочевых пасеках устраивают специальные рамы, затянутые сеткой. Нало­жив такую раму на улей, ее слегка прибивают тонкими гвоздями к краям корпуса. Под сеткой, над гнездом семьи, необходимо оставлять свободное пространство для выкучивания пчел, поэтому обвязку рамы делают высотой около 10 см. Для этого можно при­способить подкрышники стандартных ульев.

В двустенных ульях с бортиками холст или сетку прибивают прямо к краям бортиков. Если крышка надевается на улей плотно без щелей, упаковка упрощается; вентиляционное отверстие крыши зарешечивают проволочной сеткой и, удалив холстик с гнезда на улей плотно надевают крышку. Во время перевозки пчелы вый­дут в надрамочное пространство.

Рис. 190. Двухкорпусный улей с магази­ном между корпусами, подготовленный к кочевке.

Очень важно, чтобы в пути части улья не разъединялись, иначе из щелей начнут выходить пчелы. Чтобы это не случилось, корпус улья, его дно, магазин и крышку плотно подгоняют друг к другу и хорошо соединяют специальными скрепами или деревянными планками на гвоздях. Все щели в улье плотно проконопачивают паклей или замазывают глиной. Вечером, по окон­чании лёта пчел, леток на - глухо забивают деревянной планкой и этим заканчива­ют подготовку семьи к перевозке (рис. 190).

При перевозке сильных семей, занимающих гнездо ВБН и один-два магазина или же два корпуса, подготовка пчел к перевозке должна быть особо тщательной. В этом случае приходится й укреплять рамки не толь­ко в гнезде, но и в каждой из надставок. Сверх над­ставок, занятых пчелами, также надо ставить пустой зарешеченный магазин. Скрепление частей такого многоярусного улья долж­но быть настолько прочным, чтобы все надставки были соединены в одно целое.

Удобнее перевозить сильные семьи в ульях-ле­жаках. Для установки разделителей здесь не требуется снимать верхних надставок; кроме того, неотъемное дно и отсутствие надставок очень упрощают скрепление частей улья. Обычные указания, что улей-лежак тяжел для кочевки, лишены оснований, так как двухкорпусный улей, имеющий 24 рамки, не легче ле­жака.

Транспортные средства и перевозка ульев. Лучший вид транс­порта для перевозки пчел это грузовые автомашины, но нередко ульи перевозят и на подводах.

Перевозить пчел на автомашинах можно в любое время суток, за исключением очень жарких дней. На платформу автомашины ульи грузят в два-три яруса, рамками поперек пути. Если крыши ульев двускатные, то их снимают и укладывают отдельно. Ульи ставят вплотную друг к другу и крепко увязывают веревками.

При установке ульев в три яруса борта машины наращивают решет­ками из тонких досок.

По ровному асфальтированному шоссе машина, нагруженная ульями с пчелами, может идти с обычной скоростью, но если дорога неровная, то ехать надо медленно, объезжая ухабы.

При перевозке пчел на подводе под ульи кладут толстый слой соломы или мелкого хвороста, что уменьшает тряску и толчки. Устанавливают ульи рамками поперек пути. Удобно перевозить ульи на «роспусках», т. е. на длинных дрогах, устроенных из жердей.

На подводах пчел перевозят ночью. Днем, езда допускается только в холодную, пасмурную погоду при температуре ниже 10°. Едут с ульями шагом и только при очень ровной дороге до­пустима езда легкой рысью. В дорогу берут замешанную глину» паклю, разведенный дымарь, пасечную стамеску, нож.

Перевозить пчел на подводе надо вдвоем: один правит лошадьми, а второй наблюдает за ульями. Если замечено, что где-либо выходят пчелы, то отверстие тут же замазывают глиной, при этом стараются залепить глиной вышедших пчел, чтобы они не успели взлететь. При массовом выходе пчел из улья надо быстро выпрячь лошадей и увести их подальше, пока не будут приняты соответ­ствующие меры.

Расстановка ульев на новом месте. По прибытии на место ульи устанавливают на заранее подготовленные места и, выждав, когда семьи немного успокоятся, открывают летки для облета пчел. Вечером, когда лёт прекратится, из ульев удаляют приспособле­ния, связанные с перевозкой: зарешеченные рамы, разделитель­ные бруски или гребенки.

Перевозка пчел обычно имеет некоторые нежелательные по­следствия, она вызывает озлобленность пчел, после перевозки происходят большие налеты пчел, т. е. отдельные семьи чрезмер­но усиливаются за счет ослабления других (рис. 191), и, кроме того, наблюдается значительная гибель маток.

Иногда после перевозки пчелы бывают настолько озлоблен­ными, что осмотр семей становится крайне затруднительным и без сетки нельзя подойти даже близко к пасеке. Такое состояние пчел вызывается неумелым обращением с семьями при перевозке (рез­кие стуки по ульям, световое раздражение пчел сквозь проволоч­ную сетку и т. д.), но главная причина раздражительности пчел заключается в их блуждании, перемешивании и налетах. Заме­чено, что при размещении перевезенной пасеки среди кустов и деревьев пчелы ведут себя гораздо спокойнее. Объясняется это тем, что, имея хорошие ориентиры, пчелы меньше блуждают и мало налетают на чужие ульи.

Блужданию пчел при первом облете на кочевой пасеке способ­ствует также то, что ульи на новом месте размещают без учёта их прежнего месторасположения. Например, улей, стоявший раньше с краю пасеки, может оказаться в середине или на противоположном краю пасеки и т. д. Это сильно путает пчел, возвращающихся с полета.

Рис. 191. Массовый налет пчел на одну из семей в результате несоблюдения правил перевозки.

Неправильное размещение пасеки по отношению к массиву медоносов также может служить причиной сильного налета пчел на другие ульи и образования нескольких гигантских семей за счет ослабления других. Например, иногда пасеку располагают в виде узкой длинной ленты, упирающейся одним концом в мас­сив медоносов, так что вся масса пчел перелетает через крайние ульи; эти ульи обычно оказываются переполненными пчелами, а семьи на противоположном конце пасеки ослабевают. Иногда отдельные ульи переполняются пчелами настолько, что они не вмещаются в два-три корпуса и покрывают улей снаружи, повисая гроздями под краями крыши.

Для того чтобы размещенные на новом месте пчелы были менее раздражительными, меньше налетали на чужие ульи и не убивали маток, надо соблюдать следующие правила: 1) при упаковке и перевозке семей возможно меньше стучать по ульям; 2) не допу­скать светового раздражения пчел, для чего ульи, зарешеченные сверху проволочной сеткой, не оставлять на солнечном свету без крышек; 3) пасеку на новом месте размещать по возможности среди кустов и деревьев, если же их не имеется, то для лучшей ориенти­ровки пчел следует воткнуть между ульями ветки разной величины и формы; 4) пасека должна быть расположена вдоль массива медо­носов, а не перпендикулярно к нему, чтобы уменьшить перелеты пчел через чужие ульи; 5) ульи размещать в том же порядке, как они стояли на основной усадьбе.

Соблюдение этих правил значительно уменьшит неблагоприят­ные последствия перевозки пчел и повысит продуктивность их работы на медосборе.

Используя взяток на одном месте, пчеловод должен одновре­менно подыскивать новый массив медоносов, цветущих позднее, и готовиться к следующей кочевке.